Оценка эффективности лечения с учетом динамики симптомов

загрузка...

Оценка эффективности лечения с учетом динамики симптомов

Как было отмечено в общей части, интервьюирование, направленное на оценку эффективности лечения, существенно отличается от диагностического интервьюирования. Освоение этого типа интервью обычно представляет для студентов определенные трудности, так как по ряду причин оказывается обычно за рамками вузовской программы обучения, в которой основной акцент делается на диагностике болезней. Целесообразно обучать интервьюированию по лечению на занятии, посвященном только терапии, но не диагностике изучаемой нозологической формы, особенно когда лечебные схемы нетривиальны, как в случае, например, сахарного диабета 1-го типа.

Организационно занятие проводится в присутствии больного и строится примерно по той же схеме, что и при обучении диагностике методом интервью. Чтобы не отвлекать студентов на диагностический поиск, повторно приглашают больного, участвовавшего в занятии, на котором отрабатывалась диагностика методом интервью. Куратор в этом случае сначала представляет студентам перечень и дозы назначенных накануне лекарственных средств и (или) измененную схему лечения, а затем указывает динамику жалоб в ответ на проводимое лечение. Доклад куратора обычно оказывается неполным, и упущения устраняют студенты с помощью направляемого ожидаемым эффектом лечения опроса больного по жалобам. Для этого преподаватель предлагает студентам составить перечень и указать динамику упущенных куратором жалоб, на устранение которых было направлено действие одного из получаемых больным средств, а также отметить жалобы, специфичные для побочных эффектов выбранного для анализа препарата (например, симптомы гипогликемии для инсулина). Принцип опроса больного тот же, что и при диагностике: «одна жалоба — один студент». Следовательно, это занятие моделирует практическую ситуацию, когда врач, назначив больному определенное лечение (имитируется перечнем указываемых куратором средств), пытается по характеру изменения симптомов оценить его текущую эффективность (имитируется докладываемой куратором и дополняемой студентами динамикой жалоб).

1212

Исходя из полученного в итоге набора жалоб производится обоснование степени эффективности (или неэффективности) лечения каждым из назначенных средств, для чего студенты должны указать отдельно перечень специфических и неспецифических лечебных эффектов, наблюдавшихся у больного, выделив в отдельную группу их побочные специфические и неспецифические (например, аллергию) воздействия.

загрузка...

Указанный способ обоснования эффективности комплексной лекарственной и более широкой терапии обычно выявляет пересекающиеся эффекты назначенных препаратов, особенно когда они относятся к одной группе лекарственных средств (например, инсулины разной продолжительности действия). В таком случае следует провести и дифференцирование эффектов препаратов из комплекса назначенных средств. Основные принципы такого дифференцирования не отличаются от принципов дифференцирования нозологических форм.

Учитывая результаты обоснования и дифференцирования эффектов лечения по жалобам больного, студенты должны предположительно указать (т.е. высказать лечебную гипотезу) наиболее целесообразные схемы лечения, которые смогут повысить (или сохранить) его эффект, а также отметить те жалобы, которые в принципе неустранимы или не требуют по какой-либо причине устранения.

На этом анализ жалоб заканчивается, и можно переходить к истории лечения больного, но прежде следует предложить кому-либо из студентов построить наиболее вероятный априорный сценарий предшествующего лечения больного. Куратора не следует выслушивать пассивно, а при первом же расхождении сценария и истории лечения, а также после описания лечения каким-либо препаратом или комплексом одновременно назначенных лечебных средств преподавателю следует прервать доклад для обсуждения обоснованности и эффективности лечения и дифференцировать эффекты комплексной терапии. С учетом полученной информации студенты должны предложить (спрогнозировать) последующий этап лечения в анамнезе, постепенно корректируя первоначальный сценарий. Такая организация занятия способствует не только обучению интервьюирования, поскольку по ходу изложения истории лечения практически каждому студенту предоставляется возможность задать уточняющие вопросы, но благодаря поэтапному прогнозированию лечения студенты группы с напряжением следят за развитием реального сюжета лечения, заинтригованные вопросом «Угадан ли он?». Указанный педагогический прием позволяет также дать студентам представление об одном из наиболее сильных методов анализа истории лечения (априорный сценарий), которым с блеском пользуются опытные интернисты, изумляя коллег искусством задавать больному вопросы, ответы на которые тут же проясняют суть лечебных проблем, раскрывая новые перспективы лечения даже, казалось бы, в безысходной ситуации.

К концу анализа истории лечения постепенно выстраивается апостериорный ее сценарий или, точнее, сюжет, исходя из которого следует наметить основные направления предстоящего лечения, дать им обоснование и уточнить прогноз.

загрузка...

Полезно знать:

Оцените статью:
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Напишите Ваше мнение или задайте вопрос

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.